Режиссер: Александр Ефремов
Сценарий: Светлана Шафранская
Производство: Творческая студия Стелла, «Беларусьфильм»
Год выпуска: 2005
В РОЛЯХ:
Мария Возба (Дунечка)
Владимир Жеребцов (Коля Иваненко)
Анна Казючиц (Актриса Наташа)
Зинаида Шарко (Бабушка Дуни)
Валерия Арланова (Мама Дунечки)
Игорь Бочкин (Отец Дуни)
Елена Стеценко ( Старшая сестра Дунечки)
Анатолий Кот ( Муж сестры)
Михаил Ефремов (Главный режиссер)
Виктор Рыбчинский ( Николай Иваненко старший)
Владимир Байрачный (учитель физкультуры)
СЮЖЕТ ФИЛЬМА:
В драматическом театре, где работает отец десятилетней Дунечки, срочно понадобилось ввести в спектакль девочку. По просьбе главного режиссера Дунечку привозят на репетицию. Она знакомится с актерами, их детьми, среди которых заметно выделяется юный Николай Иваненко. Дунечка влюбляется в него, но он не обращает на девочку никакого внимания...
СТАТЬЯ О ФИЛЬМЕ:
(© BelarusToday)
1 октября в столичном кинотеатре «Октябрь» прошла долгожданная премьера фильма Александра Ефремова «Дунечка».
Похоже, что этому фильму предстоит счастливая фестивальная и прокатная судьба. Потому что уже давно на пространстве СНГ не появлялось фильма с таким сильным, солнечным зарядом доброты, но в то же время — без занудства и назидательности. На фоне бесконечной череды детективов, боевиков и чернухи жанр под названием «лирическая комедия» начал потихоньку вымирать. К тому же зрители привыкли, что комедию лирической называют в случае, если она получилась несмешной. «Дунечка» — фильм, на котором много смеешься, потом немного плачешь — и выходишь с прекрасным настроением.
Авторы фильма погружают зрителя в атмосферу советского театра совсем близкого прошлого — конца 60-х — начала 70-х годов. Две истории, две любви переплетаются в картине. Двенадцатилетняя девочка с именем, которое она ненавидит, — Дунечка (Мария Возба), дочь актрисы, по стечению обстоятельств получает роль в театре и уезжает вместе с ним на гастроли. Там она в первый раз испытывает чувство влюбленности, но это любовь несчастная и безнадежная, потому что Дунечку разделяет с объектом любви непреодолимая пропасть — разница в возрасте по крайней мере в пять лет. Ее мама (актриса Валерия Арланова) тоже находится на гастролях, тоже влюбляется — в главного режиссера (Михаил Ефремов). Это тоже любовь несчастная, но по другой причине — ведь рядом находится муж (Игорь Бочкин).
Фильм посвящен Николаю Еременко-младшему, росшему именно в этой специфической атмосфере закулисья — с актерскими неутоленными амбициями, мелкими интригами и пылкими страстями. Образ Еременко (Владимир Жеребцов) — тот самый объект безответной любви Дунечки — даже и не самый центральный персонаж в ленте. Фильм вообще очень густо населен и содержит в себе несколько десятков мини-историй, чрезвычайно ярких и выразительных. Будучи совершенно самостоятельными, они, тем не менее, двигают сюжет вперед.
Старшая сестра Дунечки (Елена Стеценко), которая вместе с молодым мужем (Анатолий Кот) испытывает все «прелести» появления первого ребенка, — еще одна вполне полноценная история. Молодой, подающий надежды драматург (Андрей Курейчик); злая учительница, ставшая очень несчастной после того, как порвала юбку (Анна Маланкина) — эпизод на три минуты экранного времени; мудрый учитель физкультуры (Владимир Байрачный) — эпизод на минуту — но режиссер каждый раз успевает вылепить выпуклый, объемный образ.
Сложные взаимоотношения детей, путешествующих с театральной труппой и в школьном классе Дунечки, с любовями, ревностями, соперничеством, дружбой и взаимовыручкой занимают большую часть экранного времени. Но страсти эти настолько подлинные, что фильм никак не хочется назвать детским. Работает Александр Ефремов с детьми совершенно замечательно. Они у него все очень разные, самобытные, талантливые. Но отдельного разговора достойна исполнительница роли Дунечки Маша Возба. Ей достался персонаж, чрезвычайно сложный по самым высоким актерским меркам — когда внутри одной роли находится другая, когда нужно играть притворство, играть игру. Маша справилась с этой задачей совершенно блистательно. Непонятно, откуда в этой девочке, которая еще до фильма прекрасно сыграла на сцене минского ТЮЗа главную героиню в спектакле «Поллианна», такая способность быть искренней и такая невероятная энергетика, способная зарядить весь фильм. Маша стала открытием, и искренне хочется, чтобы она выросла в настоящую звезду, хотя, в общем-то, она таковой уже, по сути дела, является.
К сожалению, не так часто случаются на «Беларусьфильме» такие события, как выход по-настоящему удачного фильма. Но все-таки случаются.
КАДРЫ
Посмотреть любительские кадры
Посмотреть скриншоты
Обсудить на форуме